Многие романы заканчиваются событиями, о которых повествуется в эпилоге. Зачем нужны эпилоги, если романная жизнь героев как будто бы полностью исчерпана сюжетом?
Одно из самых запоминающихся для отечественного читателя завершений романного высказывания – финал «Отцов и детей». Главный герой умирает в 27 главе. Смерть проясняет смысл жизни Евгения Базарова и в его словах, и в реакции на эту смерть отца и повествователя. «Казалось бы, конец?», — задает он вопрос читателю в 28 главе. И читатель уверен: конец. И вдруг дальше: «Но, быть может, кто-нибудь из читателей пожелает узнать, что делает теперь, именно теперь, каждое из выведенных нами лиц…». Повествователь почему-то уверен, что читатель этого хочет: «(после многоточия) Мы готовы удовлетворить его». Откуда такая уверенность? Что нового о героях и отношении автора к ним узнаёт читатель из романного эпилога? Почему школьные интерпретации романа мешают его адекватному восприятию? Как финал романа решает актуальный для нашего времени вопрос «Кто нужен России?»? Что за оптику предлагает автор в 28 главе для понимания всего романа? Как научиться в своем собственном читательском восприятии связывать часть и целое романа, «сиюминутно-историческое» и «вечное»?
На эти и другие читательские вопросы поможет вам ответить И.С. Тургенев и читатель, литературовед и педагог, профессор РГГУ Сергей Лавлинский.
К 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева новая лекция из цикла «ШКОЛЬНАЯ КЛАССИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ».
Купить билет на мероприятие